Как Православие относится к медитации? — INTERnet

Как Православие относится к медитации?

Медитацией называют психическое упражнение, корни которого лежат в восточных духовно-религиозных практиках. Медитирующий концентрирует внимание на каком-либо объекте, например, дыхании, и это позволяет ему не застревать в мыслях.


Что же из себя представляет медитация для обычного современного человека, далекого от богословия, религии и прочих замороченных тем?

Хотя, медитацией иногда занимаются в группах, по сути, это индивидуальная практика. Практикующий может находится в положении сидя, с открытыми глазами или с закрытыми. Отдельная разновидность медитации – во время ходьбы. Основная цель медитирующего: как можно дольше удерживать внимание на выбранном объекте. И первые попытки медитировать сильно удивят, потому что ум не умеет находиться в заданной точке, он постоянно где-то блуждает, перемещаясь по различным уголкам вашей памяти или ныряя в будущее. Короче, не удается сконцентрироваться на объекте медитации как следует, ум блуждает где угодно, мы настолько поглощены мыслями о повседневной жизни, что остановить беспорядочный поток сознания кажется не под силу…

Медитация держится на индийских религиозных практиках и учениях, таких как йога, джайнизм, индуизм, адвайта-веданта, буддизм, и в основе всей этой сложной конструкции лежит одно из древнейших священных писаний – Веды. Восточные мудрецы толкуют медитацию, как способ достичь прозрения или просветления, якобы, через медитацию человек может познать Абсолют и реализовать свое истинное «Я», достигнуть нирваны, мокши, сатори и получить вожделенное единство с Богом.

Казалось бы, железные аргументы в пользу медитации? В пользу медитации говорят не только увесистые и замысловатые словечки, на ее стороне множество культовых (в данном случае, и оккультных) личностей, таких как: Ричард Гир, Роберт Дауни младший, Николь Кидман, Джулия Робертс, Кэмерон Диаз, Стинг, Дэвид Линч, Орландо Блум, Пол Маккартни, Опра Уинфри, Дэвид Духовны, Леброн Джеймс, Коби Брайант, Хью Джекман, Анджелина Джоли, Мадонна.

Внушительный список можно пополнить и русскими звездными именами Веры Брежневой, Марии Шараповой, Бориса Гребенщикова, Германа Грефа… Что их всех объединяет помимо медитации? Эти люди очень успешны и знамениты. Уж не медитация ли сделала их такими?

Давайте посмотрим, как объясняют медитацию христианские сектанты в лице Библейского дискуссионного клуба, г.Монреаль. Они считают, что медитация, обращенная к истинному Богу не что иное, как христианская молитва, а если субъектом выступает язычник, аналогичное действие тут же превращается в языческую медитацию. Какая тонкая, неуловимая грань, православным, наверное, не доступная… Вот, как представители Библейского дискуссионного клуба формулируют плоды «христианской медитации»:
— духовный контакт с Космосом;
— отрешение от реальности и познание себя;
— саморегуляция подсознания.

Теперь сравним эту оккультную чушь с православной позицией: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт.18:9-13).

Спрашивается: какая связь между медитацией и волшебством, упомянутым во Второзаконии? И почему Библия осуждает вопрошающих мертвых, вызывающих духов, чародеев, ворожей и ходящих через огонь? Дело в том, что перечисленные действия сверхъестественны и не под силу обычному человеку, нужно иметь особое, тайное знание, чтобы, например, вызвать духа и с его помощью пройти сквозь огонь невредимым.

Кто же обладает столь могущественными способностями? – Например, йоги, которые умеют левитировать (подниматься в воздух), не дышать по нескольку дней, будучи закопанными в землю, создавать массовые иллюзии и галлюцинации, и удивлять публику множеством других трюков, сродни цирковым. Медитация – один из приемов, который дает йогу сверхспособности, делает его почти сверхчеловеком, так что оккультные штучки, вызывающие удивление, смело можно объединить словом «волшебство».

Чтобы не анализировать каких-то абстрактных йогов, которых лично я никогда не видел и знаю лишь по книжкам, возьмем новозаветного Симона Волхва. Это реальный исторический персонаж, современник апостолов, и упоминается конкретными писателями Тертуллианом, Иустином, Ипполитом и Иринеем. Симон Волхв родился в самарийском местечке Гиттон, основал гностическую секту симониан, просуществовавшую до третьего века, и вообще, считается родоначальником не только гностицизма, но и всех ересей церкви.

Первое упоминание об этом человеке в Св.Писании показывает, что простой еврейский народ не умел отличать красочное волшебство от истинных чудес, которые демонстрировали апостолы. Цитирую: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.» (Деян. 8:9-11). Здесь книга Деяний Апостолов описывает события в Самарии, где Симон был крещен диаконом Филиппом (апостол из семидесяти), и куда позже из Иерусалима пришли апостолы Петр и Иоанн. Таким образом, далее речь идет о крещеном человеке, христианине, которому крещение не мешало упражняться в демонических способностях, ибо к тому было его доброе произволение.

Симон Волхв, увидев, какая могущественная сила передается от апостолов простым людям с помощью возложения рук, обратился к Петру с просьбой продать ему дар Святого Духа за деньги. Апостол Петр отвечает: «…серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». И хотя Симон сделал вид будто смирился, и просил апостолов молиться за него, с этого момента и по сей день любая продажа священства называет симонией. А сам Симон Волхв стал непримиримым врагом апостолов, и будет ожесточенно, до самой смерти бороться с Петром, пытаясь доказать превосходство своих дьявольских колдовских чар над дарами Духа Святого, полученного апостолами от Христа.

Православное отношение к медитации точно такое же как к колдовству, волхованию и прочим оккультным восточным практикам. Православные богословы убеждены, что эффект в медитации, как и в колдовстве достигается за счет непосредственного участия потусторонних сил, т.е., бесов, хотя очень часто медитацию пытаются оправдать и ограничить одними лишь оздоровительными свойствами. Используя апокрифические источники и уже знакомого нам Симона Волхва, возможности которого во многом пересекаются с возможностями современных индийских йогов, давайте проверим этого неординарного и весьма образованного человека на вшивость?

За основу беру один из самых ранних апокрифических текстов, не вошедших в канонические Деяния Апостолов, почти целиком он сохранился только в латинском переводе рукописи Верчелли и называется Actus Petri cum Simone. Здесь очень подробно описано противостояние в чудесах между Симоном Волхвом и Святым Петром, и первое свидетельство распятия Петра вниз головой.
Апостол Петр проповедовал в Азии и в Европе, посетил Македонию и остров Сицилию, после чего прибыл в Рим. Каждый день распространял он весть Христову среди горожан, в народных собраниях, в домах и на городских площадях. И в это же время поражал римлян своими колдовскими чарами Симон Волхв, даже императора Клавдия удалось ему обаять до такой степени, что император приказал у реки Тибр установить изображение колдуна, с надписью: «Симону, святому богу».

Что из себя представляли фокусы этого изощренного мошенника? – Он воскрешал мертвых, обольщал привидениями, хромые начинали прыгать и скакать пуще здоровых, сам мог принимать различные виды, то предстанет с двумя головами, то превратиться в огонь, змею, птицу или козу. Однако, стоило в городе появиться Петру, и с пламенной молитвой обратиться к Иисусу Христу, колдовские чары куда-то испарились. Долго состязались Симон Волхв с Петром, состязания эти обязательно требовали зрелищности, потому что только народ мог определить, на чьей стороне истина, на чьей стороне Бог. Симон Волхв действовал, как и все фокусники, чье искусство строится на обмане зрения, да и вообще, не важно как, надо любым способом одурачить зрителя, заставить поверить в то, чего не существует и не было на самом деле.

Симон Волхв воскрешал сына знатной вдовы царского рода, без воскрешения, и был разоблачен. Потом отсекал себе голову, без отсечения, потому что подставил вместо себя барана, но и тут Петр раскрыл его обман. Наконец, загнанный в угол и спасаясь от разъяренной толпы, решился на крайнее чудо – вознестись на небо, чтобы посрамить Петра, а себе присвоить славу Бога. Он надел на голову лавровый венец, собрал всех своих бесов и в центре Рима, взобравшись на высокое здание, обратился к народу: «Римляне! Вы пребываете в безумии – оставили меня и ходите по следам Петра; за это и я оставлю вас, и не стану более защищать этот город. Повелю ангелам, и они, на глазах ваших, возьмут меня на руки и вознесут к отцу моему, а я пошлю на вас великие казни за то, что не веровали делам моим».

Здесь очень важный и принципиальный момент подмены понятий, когда самозванец называет бесов, служащих ему ангелами, и на глазах простодушных римлян действительно начинает возноситься к небу. Тут во что хочешь поверишь, люди с ужасом смотрели на происходящее и бормотали: «Это Божье дело летать по небу». Не секрет, что левитация среди йогов тоже имеет место и зафиксирована в многочисленных документах, но в этих документах не сказано об участии в левитации Бога или ангелов. И тогда апостол Павел обращается в молитве к Иисусу Христу, прося оставить волхва там, где он теперь. Бесы, повинуясь апостолу, мгновенно расступились, Симон Волхв упал на землю и разбился.

Я сейчас раскрыл природу этого явления (медитации), чтобы было понятно, откуда ноги растут. Кстати, в результате падения с высоты Симон Волхв не погиб, он сломал ногу в трех местах и получил серьезные повреждения внутренних органов, народ же намеревался побить его камнями, как обманщика, но апостол Петр не позволил, говоря, что не Божие это дело платить злом за зло. Симон Волхв умер на следующий день своей смертью, возможно, что-то осознав, ведь был крещен задолго до того диаконом Филиппом, и избавление от жестокой смерти, быть побиенным камнями даже ему, убежденному безбожнику давало время и шанс на покаяние.

Раскрывая природу медитации более полно, скажу, что и сегодня хватает безумцев, которые отказываются вникать в главную суть оккультизма – получение дополнительных возможностей за счет вышеестественных сил. Надо быть совсем потерявшимся (прельщенным) и самонадеянным, чтобы рассчитывать на помощь ангелов запросто и в повседневных ситуациях, которые придут и будут тебе служить, расширять сознание, улучшать самочувствие, наделять особыми (йоговскими) способностями и т.д. Понятно ведь, что силами этими вышеестественными «подрабатывают» ребята, знакомые нам близко и почти интимно, которых о.Паисий Святогорец ласково называет тангалашками, ребята, которые сопровождают нас постоянно и на каждом шагу, любители перевоплощаться, с рожками и сотней тузов в каждом рукаве, которым одурачить человека – раз плюнуть.

Как именно ребята с рожками нас дурачат? – Бесы преподносят медитацию насколько возможно безобидно, как «тип психотехники, порождающий измененное сознание». Преподносят, как «форму психической активности, которая погружает в трансовое состояние». Бесы любят обтекаемые формулировки, мол, ничего страшного не происходит, приемы медитации извлечены из арсенала восточной религиозной культуры, их спокойно можно использовать в целях психотренинга и психотерапии. Бесы обожают затлумливать наш мозг разными бессодержательными наукообразными фразами, типа: «Медитация – это психофизические упражнения в составе методов комплементарной и альтернативной медицины».

А еще мне встретилось смешное определение, которое можно перечитывать много раз, но смысла от этого не прибавляется: «Медитация – широкое многообразие практик, простирающееся от методов, предназначенных для достижения расслабления, до упражнений, выполняемых с более далеко идущими целями, такими как усиление ощущения благополучия». Вот, уж точно, если хочешь кому-то задурить мозг, лопочи на тангалашкином языке, даже здоровая голова после этой трескотни должна повредиться.
Возникает вопрос: потрясающие и глубоко уважаемые мною актеры, Ричард Гир и Дэвид Духовны – по какому недоразумению могли поступить так не духовно, превратившись в адептов медитации? Мода? Необходимость? Заблуждение?

Слово «медитация» происходит от латинского глагола meditari, в разных контекстах он может означать: «вырабатывать идеи», «мысленно созерцать», «обдумывать». Синоним в Ветхом Завете – слово «хага», помимо «размышления» означает «шептать» или «вздыхать». Тора, переведенная на греческий язык, переводит слово «хага» как «melete». Латинская Библия «хага/melete» переводит как meditatio. Впервые «meditatio» встречается у монаха Гиго II, в двенадцатом веке он использует этот термин применительно к процессу мысленного созерцания. Улавливаете логические параллели?

В определенных кругах, с рядом оговорок высказывается мнение, что термин «медитация» применим и к еврейской Каббале, и к исламскому суфизму и даже к христианскому исихазму. Однако, большинство исследователей настаивают, что христианский исихазм получил поверхностное сходство с практиками йоги, индуизма и буддизма в результате так называемого «популярного изложения». Популярность берет начало в 1960-ых годах, когда медитация стала пристальным объектом научных исследований на Западе. Конечно, исследования, которых только опубликовано более тысячи, не однородны по строгости, качеству, и порою не совсем научны, что не помешало доказать неоспоримое влияние медитации на мозговую активность, кровяное давление, обмен веществ и другие сложные процессы в организме.

Ученые не вникают в духовный мир, не вникают в природу мира невидимого и невещественного, это не их прерогатива, зато вполне внятно классифицируют медитацию как психотерапевтическое средство, способное бороться со стрессами и годное для релаксации. Очередное исследование в США, проведенное в 2007 году показало, что более 20 миллионов американцев (это 9,4% взрослого населения страны) за последние 12 месяцев практиковало медитацию.

Чем хороша статистика? – Тем, что можно сравнивать показатели за разные годы. Вот, и сравните 15 миллионов страстных адептов медитации в 2002 году с 20 миллионами медитирующих американцев в 2007-ом. Адепты эмоциональны, а цифры статистики, наоборот, бесстрастны, и в них гармонично вписываются Ричард Гир с Дэвидом Духовны и Кэмерон Диаз с Мадонной – этим людям всего лишь не хватает острых ощущений, желание помодничать, поэкспериментировать, или, как сказал один писатель «пококетничать с Богом». На волне упоения славой и популярностью, разве нужна им духовность?

Духовность нужна простым людям, которые искали ее, возможно, с юности, искали тяжело и мучительно, и по милости Божией социальный статус не повредил их мировосприятия, не затмил разум… Простые люди не утратили способности называть вещи своими именами: бесов называть бесами, а ангелов – ангелами. Именно поэтому простым людям совсем легко не перепутать медитацию с молитвой.

Как Православие относится к медитации?: 2 комментария

  1. Мне бы хотелось сказать тем, кто пытается совмещать занятия йогой с православной духовной жизнью, что никакая осмысленная жизнь невозможна без учителя, которому ученик доверяет и советам которого следует. У индусов,буддистов, последователей других религий свои учителя, и, как правило, от учеников требуется полное подчинение учителю. У православных другие учителя. Это и обычные духовники, и прозорливые старцы, но главные — это апостолы и следовавшие за ними преподобные отцы и матери, прославленные Церковью. А самый главный наш Учитель — Господь Иисус Христос, чьи слова, как мы веруем, зафиксированы в Евангелии. Если мы хотим добиться хоть каких-то успехов на православном духовном пути, мы должны следовать наставлениям наших учителей с тем же усердием, с каким индусы и буддисты выполняют указания своих наставников. А наши наставники все единодушно утверждают, что нельзя смешивать православную духовность с какой-то иной. Значит, если мы будем пытаться «обогатить» нашу православную жизнь какими-то индусскими практиками, то мы не добьёмся успехов ни в православии, ни в индуизме. Будет у нас недобоваримая каша в голове, беспокойство в душе и полный кавардак в жизни. Есть замечательная книга архимандрита Александра (Милеанта) «Семиглавый дракон». Как раз обо всем этом. Ничего лучше не читал. Подробный сравнительный анализ Православия и восточных учений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *