Невыразимое — INTERnet

Невыразимое

О каких противоречиях размышляет поэт в стихотворении «Невыразимое»? – Поэт размышляет о невозможности земными средствами выразить небесные состояния. Существуют различные

Жуковский В.А.
интерпретации данного произведения, от совсем примитивных, когда искусство отображает красоту внешней природы, до очень замысловатых, построенных на глубоком религиозном чувстве поэта.

Стихотворение начинается: «Что наш язык пред дивною природой?», т.е., как словами передать буйство и многообразие окружающей нас природы? И не только словами, но и прочими изобразительными средствами, будь то кисть в руках художника, или музыка, рожденная талантливым композитором, или магия театральных постановок… Сегодня к этим средствам следует добавить кинематограф, которого в начале 19 века не существовало, и который по возможностям превосходит все названное ранее. Ведь кино вобрало в себя и музыку, и слово, и театр, присовокупив к ним визуальные технологии, а в 21 веке еще и компьютерную графику с изощренными спецэффектами.

Как и насколько полно искусство может отобразить красоту природы? – «И обессилено безмолвствует искусство», — отвечает Жуковский, т.к., никак! Хотя дар поэтического слова самого Василия Андреевича, в некотором смысле опровергает это утверждение, задевая самые глубинные струнки нашей души: «… сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката».

И далее, автор плавно подводит к мысли, что только душою можно воспринять удивительный мир природы: «Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою, Обворожающего глас», т.е., искусство, каким бы ни было совершенным, для выражения красоты не совсем годится. И даже природа, субстанция, казалось бы, не сложная, которую можно видеть и потрогать, средствами искусства отображается лишь частично, не до конца…

Почему я называю природу субстанцией не сложной? Потому что следующие строки стихотворения переносят читателя в сферу религиозную, то, о чем Жуковский имеет твердое представление и советскими критиками старательно обходилось стороной: «Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет, (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье)». Под «родиной» имеется ввиду Царствие Небесное, и как это объяснить школьнику в рамках атеистической системы ценностей – совершенно не понятно.

Открытым текстом Жуковский говорит о присутствии Создателя в созданье, т.е., что мы не от обезьяны произошли, и вопреки утверждениям Дарвина, сотворены Богом. Он говорит, что в человеке главенствует душа: не ум, не тело, не какие-то навыки или удивительные способности, а именно душа, которая летит горе, улетает ввысь, к своему Создателю, в Царствие Небесное: «Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие Создателя в созданье – Какой для них язык?.. Горе душа летит».

Последним же торжественным и жизнеутверждающим аккордом звучит признание поэтом, что средствами искусства невозможно объять необъятное. Он, как бы признается в бессилии, и в тоже время, познание истины дарует бессмертие. Красота природы – лишь отблеск Небесной красоты, и если мы не умеем примитивную природу описать, то, как дерзаем описать Бога? Молчи, человек и, возможно, в твоем молчаливом вздохе окажется больше смысла, чем во всех словах и красотах мира: «Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *